Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

30 апреля – Международный день джаза

30 апреля – Международный день джаза
Первый Международный день джаза прошёл в 2012 г. О введении новой даты в календарь и установления её празднования на 30 апреля ЮНЕСКО объявила в 2011 г. Сегодня Международный день джаза отмечают в 190 странах. Всемирная программа включает концерты, музыкальные инициативы и разнообразные социальные и образовательные проекты. Каждый год ЮНЕСКО выбирает город, который станет центром празднования.
Джаз — уникальное музыкальное явление, возникшее на стыке XIX и XX веков в США. Этот жанр объединил африканские ритмы и европейские мелодии, создав новый язык, который покорил сердца людей по всему миру. Джаз прошел долгий путь развития. Сегодня он существует в каждой стране, сохраняя свои корни и индивидуальность. Интересно, что слово «джаз» впервые появилось в печати 2 апреля 1912 г.
В 2022 г. исполнилось 100 лет российскому джазу. Днем рождения российского джаза считается 1 октября 1922 г. Именно тогда на сцене нынешнего ГИТИСа выступил «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд» под руководством Валентина Парнаха. Публика восприняла необычные мелодии с восторгом, а режиссер Всеволод Мейерхольд даже предложил Парнаху и его оркестру сыграть музыку для спектаклей.
В конце 1920-х почти одновременно в Москве и Ленинграде возникли два коллектива, которые считаются родоначальниками профессионального советского джаза. Московским ансамблем «АМА-джаз» руководил пианист Александр Цфасман, ленинградским — дирижер и композитор Леопольд Теплицкий. Артисты «АМА-джаза» первыми в СССР записали джазовое произведение на грампластинку: это был фокстрот «Аллилуйя!» американского композитора Винсента Юманса. Другими известными композициями в исполнении «АМА-джаза» стали песенка «Неудачное свидание» и танго «Утомленное солнце». Они вышли на одной грампластинке в 1937 г.
Леопольд Теплицкий собрал свой «Первый концертный джаз-банд» из преподавателей академической музыки. Этот коллектив положил начало советскому симфоджазу: в программу выступлений, кроме популярных американских мелодий, входили джазовые обработки классики. Теплицкий создал собственные аранжировки сочинений Шарля Гуно и Джузеппе Верди.
Еще один джазовый ансамбль в конце 1920-х основали актер Ленинградского театра сатиры Леонид Утесов и трубач Яков Скоморовский. Коллектив получил название «ТЕА-джаз»: первая часть наименования означала «театрализованный». Выступления ансамбля превращались в целые спектакли — один из них позже лег в основу популярного фильма «Веселые ребята». Большую часть программ «ТЕА-джаза» составляли песни. Музыку для них писал знаменитый композитор Исаак Дунаевский.
В 1933 г. появился джазовый коллектив Олега Лундстрема. Музыкант вдохновился мелодией Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг», создал собственную аранжировку для нее и вскоре стал настоящей звездой Шанхая, где жил в то время. Музыканты под руководством Лундстрема играли классику джаза и произведения советских композиторов в джазовой обработке. Позже ансамбль в полном составе переехал в Москву. Когда началась Великая Отечественная война, многие джазовые музыканты отправились на фронт: кто-то — сражаться на передовой, кто-то — выступать перед бойцами.
Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли, и, кроме,
шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны. Булат Окуджава. «Джазисты»

В послевоенное время былой интерес к джазу начал угасать, а политика партии переменилась. Иностранную культуру осуждали, появились лозунги вроде «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Концерты джазовых коллективов запрещали, пластинки выпускали только подпольно. В период хрущевской оттепели отношение к этому стилю музыки смягчилось: возобновили выступления оркестры Олега Лундстрема и Эдди Рознера, появились коллективы Иосифа Вайнштейна и Юрия Саульского. Но власти продолжали критиковать джаз, а профессиональных музыкантов этого направления в стране не обучали.
Эпоха возрождения советского джаза настала в середине 1970-х. К тому времени в СССР уже действовали несколько вполне легальных джазовых клубов, а в 1974 г. в учебных заведениях 25 советских городов открылись эстрадно-джазовые отделения. Именно тогда стали популярны трио Вячеслава Ганелина, ансамбли «Каданс», «Арсенал». В 1980-х собственный квартет(позднее ставший квинтетом) собрал саксофонист Игорь Бутман и другие талантливые музыканты.
После распада СССР часть джаз-бендов прекратила существование. Некоторые музыканты уехали за границу, где продолжили играть или получали зарубежное образование. Позже некоторые из них вернулись на родину и основали новые ансамбли. Сейчас признанными мастерами жанра считаются Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана, Большой джазовый оркестр Петра Востокова, Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема, биг-бенд Георгия Гараняна.
Джазовыхмузыкантов обучают в Московской консерватории и Академии им. Гнесиных, Академии джаза и Государственной классической академии им. Маймонида, а также многих других вузах России.
Сейчас, спустя сто лет, в джазе задействовано много талантливых людей, он приобрел массовость. Появилось много профессиональных коллективов, которые играют на высочайшем уровне и побеждают в международных конкурсах. Сейчас российский джаз обрел собственную идентификацию — прежде всего качеством. С нами считаются музыканты со всего мира, восхищаются нашими саксофонистами, трубачами, пианистами.
Информация подготовлена с помощью Портала «Культура.РФ» «Как создается джаз».
Библ-рь Л.Б. Гнусарёва
6

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы